Общественные советы в бездействии
(Открытое обращение к Президенту Республики
Башкортостан)
Уважаемый Рустэм Закиевич!
Президент России Д.А. Медведев в своем послании к Федеральному
Собранию в 2009 году отметил: «Задачей государства считаю создание условий для
развития гражданского общества».
По определению словаря, «гражданское общество» - это один
из феноменов, представляющий собой совокупность общественных объединений,
позволяющих контролировать действия государственной машины.
Одним из инструментов контроля государственной машины является
институт Общественных советов, созданных при федеральных министерствах, службах
и агентствах в соответствии с Указом экс-президента Российской Федерации В.В.
Путина от 4 августа 2006 г.
N 842.
Общественные советы созданы при 40 федеральных государственных
структурах в Москве, в том числе при Генеральной прокуратуре РФ, ФСКН РФ, МВД
РФ и др. Соответствующие Общественные советы созданы и в Республике Башкортостан,
например, есть Общественные советы при МВД РФ по РБ, Следственном Комитете при Прокуратуре
РФ по РБ, создан антикоррупционный Совет по общественному контролю при
Президенте РБ.
Общественный совет – это представители общественности,
объединенные в группу, за которой закрепляются определенные полномочия, с целью
защиты прав и свобод человека и гражданина, для участия в принятии и контроля над
исполнением государственных решений. В условиях, когда чиновничьи структуры насквозь
коррумпированы и деморализованы, а силовые ведомства в защите прав рядовым
гражданам, фактически, отказывают, общество в лице Общественных советов получило
мощный рычаг в борьбе за восстановление законности и порядка. Однако хотели «как
лучше», а получилось «как всегда».
В соответствии с нормативными актами МВД РФ по РБ, СКП
РФ по РБ к формированию Общественных советов должны были быть привлечены
представители общественных объединений. Но каким из общественных объединений была
предоставлена возможность выдвижения кандидатов, по какому принципу кандидаты
были отобраны? Ответа на этот вопрос нет. Процедура формирования Общественных
советов осталась ведомственной тайной. В результате, активных правозащитников в
составе указанных Советов единицы, их почти нет. Их место занимают «свадебные генералы»
и «генеральши», переходящие из одного списка Общественного совета в другой;
пенсионеры силовых ведомств; представители СМИ, по определению зависимые от
государства.
Однако состав Общественных советов Республики
Башкортостан, как ни странно, легитимен и вполне соответствует содержанию указа
№842. Причина в том, что в указе изначально присутствует противоречие,
препятствующее достижению благородных целей Советов. Состоит оно в том, что правовые
основы деятельности Общественного совета: положение, состав, компетенция и даже
порядок формирования, в соответствии с указом, утверждаются актом федерального
органа исполнительной власти об образовании Общественного совета, т.е.
чиновником, деятельность которого Общественный совет обязан контролировать.
Вследствие чего, персональный состав Общественного
совета МВД РФ по РБ утверждается уважаемым Министром по представлению его же заместителя.
В СКП РФ по РБ аналогичная процедура «демократичнее»: состав Совета утверждается
руководителем по представлению первого заместителя, заместителей руководителя,
руководителей отделов центрального аппарата, старших помощников и помощника
руководителя. Такой вот «междусобойчик» в вопросе общественного контроля ведомств,
обвиняемых социальными активистами в истреблении собственного народа.
Оно и понятно: кто же рубит сук, на котором сидит? При
такой противоречивой, открытой для свободного толкования правовой базе неудивительно,
что МВД РФ по РБ и СКП РФ по РБ сформировали Советы «мертворожденные», в борьбе
за гражданские права широкой общественностью не замеченные. Зато «галочки» о
выполнении «высочайшего» указа поставлены, отчеты о борьбе с коррупцией произведены.
Состав и, фактически, иллюзорных характер деятельности
Общественных советов Республики Башкортостан вскрывает еще одну проблему. Это бездействие
наделенной правом участия в Советах Общественной палаты Республики Башкортостан.
Если её прототип – Общественная палата Российской Федерации является живым
функционирующим органом, то деятельность Общественной палаты РБ неочевидна. Более
того, ОП РБ выглядит структурой такой же «мертворожденной», как и Общественные
советы.
В соответствии с «Законом об Общественной палате РБ»,
ОП РБ формируется из 15 граждан РФ, утверждаемых Президентом Республики
Башкортостан, и 15 представителей общественных объединений. 30 человек – это
боевой отряд в защиту прав и свобод граждан. Однако славы правозащитницы ОП РБ,
действующая с 2008 года, не стяжала. Если на улицах столицы республики опросить
граждан на предмет осведомленности о деятельности Общественной палаты РБ и
Общественных советов, то многие из них о наличии этих институтов гражданского
общества, скорее всего, не знают.
«Общественная палата формируется из представителей
общественных объединений, их союзов и иных негосударственных некоммерческих
организаций, зарегистрированных на территории Республики Башкортостан», -
задекларировано на официальном сайте ОП РБ. Ее члены, в соответствии с
выложенным списком, действительно, являются представителями некоммерческих
организаций. Но, видимо, преобладают среди них организации «придворного» типа,
о чем свидетельствуют следующие обстоятельства. Во-первых, в деятельности
сформированной команды отсутствует пассионарный заряд. Во-вторых, участники Конференции
социально ориентированных и правозащитных организаций, прошедшей в Уфе 10
декабря 2010 года под эгидой РОФ «Международный стандарт» в РБ, разводят руками:
процедура формирования Общественных советов и Общественной палаты РБ прошла за
их спиной. А ведь в Конференции участвовали представители самых активных
некоммерческих организаций! Более того, состав Общественной палаты РБ
дискредитирует саму идею этого общественного института: по утверждению
предпринимательницы Рамили Саитовой, одним из её членов является участник
рейдерского захвата принадлежащей ей компании «Добрый День».
В результате, Общественные советы и Общественная
палата Республики Башкортостан в борьбе с точечными застройками; за права
жителей ветхих и аварийных домов; против пыток в госнаркоконтроле; с
рейдерством; с произволом работников МВД РФ по РБ; с бездействием СКП РФ по РБ;
с деградацией надзорных функций прокуратуры РБ – правозащитниками республики
замечены не были, помощь от них в этих вопросах не получена. Не помогли
Общественные советы и Общественная палата РБ и своим коллегам, социальным
активистам Азату Сальманову, которому силовики противозаконно приклеили ярлык
«экстремиста», и Альмире Жуковой, дочери которой работники УФСКН РФ по РБ, в
отместку за правозащитную деятельность матери, подбросили наркотики. А ведь если
бы эти и подобные им активисты были включены в состав Общественных советов и ОП
РБ, многие противозаконные действия силовиков были бы пресечены на корню!
Следует отметить, что для перевода указанных
общественных институтов на качественно новый уровень развития наступил благоприятный
момент: срок полномочий членов Общественной палаты РБ и Общественного совета
при МВД РФ по РБ в первой половине 2011 года истекает. Более того, при органах,
подвергаемых правозащитниками республики особо жесткой критике: при Прокуратуре
РБ и при УФСКН РФ по РБ, - Общественные советы вовсе не сформированы. В связи с
чем, формирование Общественных советов при Прокуратуре РБ и УФСКН РФ по РБ, а
так же формирование в новом составе Общественной палаты РБ и Общественного
совета при МВД РФ по РБ необходимо провести при реальном участии общественных
объединений и представляющих их социальных активистов, с целью ввода в их
состав общественников, проявивших себя непримиримыми борцами за права человека
в РБ.
Однако оптимистические ожидания сдерживаются тем
обстоятельством, что если при экс-президенте РБ Муртазе Рахимове государственная
машина социальных активистов давила, то Вы, Рустэм Закиевич, правозащитников,
похоже, избегаете. На это указывает кулуарный характер формирования Совета по
общественному контролю при Президенте Республики Башкортостан: включить в его состав
правозащитницу Альмиру Жукову не удалось даже по требованию 900 граждан
республики, поставивших под соответствующим обращением подпись.
На основании изложенного, обращаемся к Вам, Рустэм
Закиевич, с просьбой:
1. Усовершенствовать, на уровне регионального
законодательства, нормативную базу порядка образования и деятельности
Общественных советов, регулируемых Указом Президента РФ от 4 августа 2006 г. N 842, исключив противоречие
между целью создания этого института гражданского общества и формой её реализации.
2. Содействовать формированию истинно общественных
Советов при СКП РФ по РБ, МВД РФ по РБ, Прокуратуре РБ и УФСКН РФ по РБ, с
вводом в их состав общественников, проявивших себя непримиримыми борцами за
права человека в РБ.
3. Сформировать новый состав Общественной палаты РБ при
реальном участии социально-ориентированных и правозащитных организаций
республики.
Председатель
Правления РОФ
«Правозащитного
фонда Альмиры Жуковой» по РБ Жукова
А.Р.
Председатель
Совета РОД
Башкирское
правозащитное движение
«Кук
буре» по РБ Сальманов А.С.
Социальный
активист Саитова Р.Х.
27.12.2010
|